Школа

Школа юнг образована приказом наркома ВМФ СССР Н.Кузнецова
25 мая 1942 года на базе Соловецкого учебного отряда Северного флота, дислоцированного на Соловецких островах










Список соловецких юнг на сайте ПОИСК
http://nordflot.ru/wrkindex.html


Готовимся служить на кораблях

1 сентября второго года Великой Отечественной войны мы должны были приступить к занятиям по специальностям. Выбор специальностей, как мне помнится, проводился на добровольной основе. Меня, например, спросили, кем я хочу быть – радистом или артиллеристом. Толком об этих специальностях не знаю. А вот представление имею такое: радист где-то сидит в помещении с помощником и протирает штаны, артиллерийский же электрик, наверное, готовит снаряды к бою. Значит, он нужен для флота. Одним словом, я согласился учиться на артиллерийского электрика. И, забегая вперед, скажу – не ошибся в выборе специальности. Она оказалась крайне востребованной на эсминцах, крейсерах и линкорах. Особенно на Балтике при защите Ленинграда.
Рота артиллерийских электриков с первого дня обучения находилась в Кремле монастыря, так как здесь находилась учебная база по этой специальности, учебные классы, основные приборы и смонтирована артиллерийская схема управления огнем орудий эсминца. Словом, в учебных классах мы могли увидеть, пощупать рукой приборы. А то и подержаться за рукоятки Центрального Автомата Стрельбы (ЦАСА), что давало нам основательное представление о том, с чем нам придется встретиться на кораблях, а главное давало основательные знания по этой необходимой для кораблей специальности.
Я рассказал вам лишь о самой маленькой стороне нашего обучения, да и то только артиллерийских электриков, размещенных в Кремле. Основной же состав школы находился в Савватьево в десяти километрах от Монастыря. Там обучались радисты, боцмана, рулевые мотористы, корабельные электрики. В последующих двух наборах готовили торпедных и штурманских электриков.


Одним из ярких и запоминающихся событий в моей соловецкой жизни является прием Присяги в 1942 году и объявление приказа № 227 Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил СССР И. В. Сталина. Расскажу об этом подробнее. Сам по себе ритуал приема Присяги в условиях того времени и обстановки был весьма простым. Нам, стоявшим в строю юнгам, зачитали текст присяги на верность службе Родине, а если я ее нарушу, то пусть меня покарает справедливая месть народа. Затем каждый из нас расписался в общем списке юнг принявших присягу.
Никогда в жизни до сих пор никто из нас не брал на себя таких обязательств. До этого времени все мы были детьми, от нас требовали одного, главного – быть хорошим мальчиком, на получать двоек, вовремя ложиться спать.… А здесь сразу на нас ложилась обязанность быть ответственным за страну. Все в наших детских душах с этого момента переворачивалось, мысли в голове тоже становились совсем другими, не похожими на те, что были совсем недавно. Мы с этой минуты становились другими. Юридически «да» - другими. А в жизни мы по-прежнему, нужно признаться, оставались пацанами.
А спустя несколько дней после приема присяги нам объявили приказ И. В. Сталина № 227, получивший в обыденной жизни название «Ни шагу назад». Этот приказ оставил в наших душах большую тревогу и волнение. До этого времени в нашем представлении война казалась каким-то абстрактным явлением, вроде того, что мы придем с горячим сердцем на фронт, поможем бойцам и сразу победим врага. Оказывается враг так силен и жесток, что он может одолеть нас. И у нас сейчас не остается ничего, кроме как стоять насмерть, не сделать ни шагу назад, не отдать ни одного квадратного метра Родной земли. А тем, кто сделает шаг назад из окопа на фронте или покинет свой боевой пост на корабле, того ждет своя пуля – самая позорная смерть за трусость в бою с врагом.
С обостренным чувством ответственности за состояние дел на фронте мы и приступили к занятиям по изучению своей специальности. Правда, среди нас юнг, как мне помнится, был и один случай торопливого понимания нашей ответственности за судьбу нашей Родины. Короче говоря, кажется трое юнг после начала занятий пытались на шлюпке бежать на фронт, чтобы побыстрее победить врага, а не сидеть за партой и изучать свою специальность.
Этот поступок юнг нашел достойную оценку у командования школы. Во всех звеньях организации жизни и учебы юнг состоялись мероприятия, направленные на разъяснение ошибки юнг, неподготовленных к бою с врагом, бежать на фронт и тем самым обречь себя на явную бессмысленную гибель. А главная задача юнг – это глубоко изучать свою специальность, чтобы не быть балластом на корабле.
Я уже писал, что выбрал себе специальность артиллерийского электрика. Наша рота размещалась на территории Кремля, в двухэтажном здании, вплотную примыкавшем к шестиметровым стенам Монастыря. На первом этаже находились учебные классы, на втором – кубрики с койками в три этажа. В проходе у изголовья коек тумбочка, где находились наши скромные пожитки, а что у нас было, я уже толком и не помню.
Койка моя была верхняя, у самой вьюшки. И, поэтому, я частенько вспоминал о бабушке, которую мой дедушка Евлиныч частенько называл «королевой вьюшки». Обязанность открывать и закрывать вьюшку, когда топилась печка, была у дневального, но, если я лежал на койке, то он просил меня открыть или закрыть вьюшку. И вот однажды и подвела меня это самая вьюшка, но об этом я расскажу позже.
В учебном классе у нас было три длинных деревянных стола, сколоченных из досок. За каждым столом сидели по восемь человек. В каюте проходило все наше свободное время. Здесь мы изучали специальность, здесь командиры разбирали с юнгами упущения по службе. Здесь старший лейтенант Ахмедов рассказывал нам о делах на фронте. Здесь мы обсуждали и статьи из газет. Помню, мы с огромным интересом прочитали в «Правде» очерк писателя Фадеева о краснодонцах. Впоследствии Александр Фадеев написал роман «Молодая гвардия», ставший очень популярным у молодежи нашей страны.
Героическая борьба с фашистами членов молодой гвардии была примером для нас. Нам хотелось быть похожими на тех ребят, которые не пожалели жизни в борьбе за честь и свободу родной страны.





Продолжу рассказывать о наших юнгашеских буднях. После утренних учебных занятий у нас с 13.00 до 14.00 был обед. Ходили мы в столовую строем. Садились быстро за длинные обеденные столы, кушали, вставали из-за стола по команде. Еда нам всегда казалась вкусной. О добавке нередко думали, но это казалось несбыточной мечтой, да и то только в дни дежурств на камбузе. Возвращались в учебные помещения строем и нередко с песней. Полный желудок подбадривал, и песня юнгашей катилась по двору к монастырским стенам.
С 14.00 до 16 часов проходили занятия по специальности, морскому делу и хождению на шлюпках. Последнее для нас казалось настоящим праздником, хотя и частенько ныла спина, болели день – другой мышцы рук. Зато душа пела. Мы восторгались морским простором, за бортом шлюпок под парусом легонько шуршала вода, свежий ветер обдувал лица и Соловецкие острова нередко казались нам не такими уж скучными и дальними от родного дома. Особенно мы радовались, когда наш шлюпочный отряд вел начальник школы юнг капитан 1 ранга Авраамов.
С 16.00 до 17.00 у нас было свободное время. Каждый из нас мог заниматься тем, чем он хочет. С 17-00 до 19 часов отводилось время для самоподготовки, для общественно – полезного труда и развода нарядов на дежурство.
Ужинали юнги с 19.00 до 20 часов. Затем у юнг до 22 часов 30 минут было свободное время. И последние полчаса по распорядку дня отводились на вечернюю поверку и подготовку ко сну. В 23.00 был отбой.

Юнги любили песни, но была у нас одна, особенная песня, от которой твёрже и мужественнее становился шаг, и нам казалось, что мы уже на боевом корабле, и наши голоса сливаются с шумом моря, а то и океана.

Мы, юнги флота, крепки как бронь!
За честь народа пойдем в огонь.
Фашистским зверям мы отомстим,
В победу верим и победим!



Телеграмма от И. В. Сталина
В зиму 1943 года юнги с большим напряжением освоили флотские специальности (смотрите фотографии на стр. ). И довольно успешно преуспели в этом деле. Изучили устройство шлюпки, научились гребле на шлюпке и ходить под парусом, вязать морские узлы и многому другому. А юнги артэлектрики все свое учебное время отдавали изучению устройства приборов управления корабельной артиллерией. Им в будущем предстояло обслуживать эти приборы в боевой обстановке днем и ночью, в шторм и штиль, и от того, как они будут это делать и будет зависеть результат стрельбы. А, следовательно, и успех в бою.
В один из весенних дней, когда солнышко уже начало пригревать, юнг артэлектриков построили по Большому сбору и объявили телеграмму Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, присланную в адрес начальника Соловецкой школы юнг Авраамова.

Вот ее основной текст:



Предыстория этой телеграммы.
Юнгам на период обучения было установлено денежное содержание в размере 8 рублей 50 копеек в месяц. Но все эти деньги и денежные сбережения преподавателей школы передавались в фонд обороны. Когда накопилась порядочная сумма собранных средств, командиры и преподаватели послали телеграмму на имя Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина с просьбой построить на собранные деньги торпедный катер. Просьба юнг была выполнена. Торпедный катер с названием «Юнга» участвовал в боях с врагом на Черном море.
Правда, это был уже второй вклад юнг в Победу над врагом. Первым, по справедливости, нужно считать их добровольное решение поступить в школу юнг, чтобы защищать Родину в составе Военно- морского флота. Более того, такое решение стало примером для последующих наборов в школу юнг. Кроме того, получило высшую оценку и самого высокого руководства государства в годы войны. Не забыли Соловецких юнг и спустя многие годы, т. е. уже в наши дни. Но об этом я расскажу подробнее в последующих главах. А пока мы, юнги, весной 1943 года усердно готовились к сдаче выпускных экзаменов.




Учителя и командиры






Снимки Овсянникова Федора Ивановича, 
кинооператора Ленинградской студии документальных фильмов:























Из архива Льва Шахнина:
Ссылка на страницу, посвящённую Льву Шахнину:

http://nordflot.ru/pages/2526.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий